Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова "Плаха" вариант 4
Одним из моих любимых современных писателей является Чингиз Айтматов. Я
читал многие его произведения, но больше всего мне запомнился роман
"Плаха". Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей
нашего времени. И в романе "Плаха", выполняя высокую миссию художника
быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты бытия, поднимает те
вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове.
Люди, привыкшие спокойно дремать среди устоявшихся понятий, разбуженные,
реагируют гневом. РО и доброжелательные читатели, хотя и читают роман с
захватывающим интересом, когда пытаются осмыслить философские вопросы,
оказываются в известной растерянности. Иисус Христос, наркоманы, чабан,
волки - как все это связано? Автор пытается провести панораму жизни
природы и мировой истории в нашу современность, в наш день. Он стягивает
эти проблемы в узел, который именно мы, люди конца второго тысячелетия,
призваны развязать. Этот роман - крик, отчаянный призыв одуматься,
осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в
мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится
постичь прежде всего как проблемы состояния души человеческой.
Разрушение природного мира оборачивается опасной деформацией человека,
личности. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в
тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как
преступник, как хищник. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На
уничтожение обрекается и естественная среда их обитания. Этим и
определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. И
кончается этот поединок трагически. Волки не просто очеловечены в
романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством,
чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и
Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к
детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а
как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая,
самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение
Акбары и Ташчайнара. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной
памяти. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и
осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде
не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла,
встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная
в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с
человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай,
заслуживший кару, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед
волчицей Акбарой у Бостона нет, но он должен принять на себя
ответственность и за Базарбая, который является его нравственным
антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы.
Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен
чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что
нравственное вы-роэкдение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в
Моюнку-мах, имеет не частное значение, а общее. Это проблема социальная.
Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а
возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопоставок.
Вот в чем трагедия. Роман пронизывает убеждение: за то, что в
сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все
человеческое общество и, разумеется, мы с вами. Создавая образы Базарбая
и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает описанием их внутреннего
мира. Для него они только воплощение распада, духовного скотства, а
отсюда - зла. Базарбаи - пьяница, подлец, ненавидящий целый мир,
завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности,
он становится самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют
его. Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В
этом образе Айтматовым олицетворена та естественная человечность,
которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое стечение
обстоятельств. Он совершает три убийства - сына, Акбары и Базарбая. Из
них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына,
похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую
волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет
себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой
катастрофы было в саванне, где скрепленным авторитетными печатями планом
были одним махом нарушены законы естественного течения жизни и
равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона
природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон. Айтматов много
раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо дня в
день и которые имеют поэтому деловое, практическое значение, перерастают
в проблему нарушенных естественных контактов человека и природы, что
одинаково катастрофично и для природы, и для человека. Решение задач
такого масштаба потребовало особенного художественного решения образов
Бостона и Базарбая. Базарбаи потерян для общества. У Бостона судьба
другая. Он в большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд,
Бостон в гневе казнит Базарбая. Выход ли это? Ведь совершено убийство.
Бостон сам себя ведет на "плаху", выполняя в отношении себя веление
совести. В романе затронута еще одна острая социальная тема - проблема
наркомании. Автор показывает "гонцов", устремляющихся в Моюнкумскую
саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а
прежде всего возможности пожить в иллюзиях. Этих людей пытается понять и
спасти Авдий Каллистратов. Авдий - сын священника, изгнанный из
академии как "еретик- новомысленник". Авдия мучает мысль о спасении хотя
бы одного человекам Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и
сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли
сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу
человек. Авдий не очень грамотный, несколько неловкий и непрактичный
человек, его действия скорее вызывают сострадание, чем надежду. Но
действия его свидетельствуют о высоте помыслов и о твердом желании
внести свет в погрязшие во тьме души. Пробудить в своих недругах
раскаяние и совесть - таков его способ борьбы со злом, - мы очень
надеемся, что ему удастся помочь Леньке, несчастному доброму юноше, еще
не совсем испорченному.Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с
наркоманами отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки
Авдия достойны глубокого уважения. Есть в Авдии почти детская
беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к
самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на
себя возложенный. Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает
легенду о распятом Христе. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой этого
человека на "плаху", не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в
духовной чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в
таких молодых людях. С образом Каллистратбва Айтматов связал идею
гуманизма, идею веры в доброе начало в человеке, но автор подвергает
сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ.
Если так, почему он не наказал Кандалова, почему не сумел защитить
Авдия. Айтматову мало только глубокой религиозности. Ему не обойтись без
веры в человека. Роман Айтматова - воззвание к совести каждого: не жди,
выходи воином в поле за правду. Тревога - вот главный лейтмотив романа.
Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост
наркомании, тревога за человека и окружающую его среду. Роман
заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь...
|
Категория: Айтматов Ч. | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 504 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|