Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: Повесть «После сказки»
Ты отверг то, с чем не мирилась
твоя детская душа.
И в этом мое утешение.
Ч. Айтматов
Чингиз Торекулович Айтматов — современный писатель, родился в 1928 году в
горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году
его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован.
Начавшаяся вскоре война тоже отложила свой отпечаток на судьбу
подростка. Тема сиротства — незатухающая боль писателя, поэтому он часто
обращается к ней в своих произведениях: "Первый учитель”, "Ранние
журавли”, "После сказки”.
Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов
хотел написать элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей,
которых он знавал и которых давно уже нет. Но литература должна
перерабатывать реальные факты. Когда была уже написана половина повести,
автор еще не знал, как поведет себя мальчик в конце, а он уплывает к
белому пароходу, своему идеалу.
Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производит на нас образ
ребенка: "Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей,
которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его
позабыть обо всем и стремглав бежать за ней. Что уж там говорить,
автолавка — это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в
автолавке!” Большую часть времени мальчик проводит один. Эту пустоту
заполняет своими образами, и у него развивается свой внутренний мир.
Мальчик обращается к камням, травам, разговаривает с ними и с
растениями. Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: "Среди
растений — "любимые”, "смелые”, "боязливые”, "злые” и всякие другие.
Колючий бодяк, например,— "главный врач”. Ребенок с одними находит общий
язык, а другими борется. Но самым близким человеком и другом,
понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать
внука счастливым. Он внушает ребенку веру в старую сказку о матери -
оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка — про
белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей вниз по реке к
новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так мальчик живет
до тех пор, пока конфликт в семье, принимавший раньше малые размеры, не
достигает своей критической точки. Дед, столько лет проживший на свете,
сохранивший свою веру в сказку о матери - оленихе, прививший ее также
мальчику, обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего убивает
ребенка, нанося ему сильнейшую душевную травму, а не себя, как думал он.
Дед хочет решить конфликт мирным путем, взяв всю вину на себя, но его
попытка ни к чему хорошему не приводит. В итоге у мальчика остается •
только одна сказка — про белый пароход, а потом ни одной.
Легенда — основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней
воплощены народные представления о добре и зле, в ней же предсказывается
и трагический финал произведения. Благодаря сказкам, повесть поэтична,
многопланова. Язык Ч. Айтматова богат, разнообразен, доступен широкому
кругу читателей, но за кажущейся простотой скрывается кропотливый труд
мастера: "Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на
подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним”.
Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно
автором-повествователем. Через восприятие мальчика мы видим всех героев
повести. Он дает нравственную оценку каждому персонажу: в этом
особенность данного произведения автора. Даже если бы вокруг мальчика
царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир,
отличный оттого, в котором живет. Такова природа детства, детского
сознания. Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказку о белом
пароходе и уплыл к нему со своей детской непримиримостью к законам
Орозкула. В трагическом финале уходит Рогатая мать - олениха, уплывает
рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло, жестокость в них.
Закрыв книгу, мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка.
К этому, наверное, стремился автор, создавая произведение.
Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным
— не в этом ли главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова
вполне отвечает этой цели.
Сам писатель так говорит о себе: "Тот день, когда я перестану
беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в
моей жизни”.
|
Категория: Айтматов Ч. | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 769 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|