Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: «Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)
Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в
том, чтобы его представляли читателям — миллионы его почитателей живут
по всему миру. Если же это все же нужно — обращайтесь к его книгам.
Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в
культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий.
Творчество Чингиза Айтматова убедительное свидетельство тому.
Появление в 1958 году в журнале "Новый мир” повести "Джамиля”, небольшой
по объему, но значительной по содержанию, яркой по образному мышлению и
мастерству исполнения, было сигналом о том, что из киргизских степей
пришел в литературу человек удивительно самобытного таланта.
Чехов писал: "Что талантливо, то ново”. Эти слова полностью можно
отнести к повестям Ч.Айтматова "Джамиля”, "Белый пароход”, "Прощай,
Гюльсары!”, "Тополек в красной косынке” и другим. Только исключительно
одаренная натура может сочетать в себе истинно фольклорное начало и
новаторское восприятие современной жизни. Уже повесть "Джами-ля”, спетая
писателем свободно, на одном широком дыхании, стала явлением
новаторским.
Джамиля — образ женщины, никем до Ч. Айтматова так не раскрытый в прозе
восточных литератур. Она живой человек, рожденный самой землей Киргизии.
До появления Дани-яра Джамиля жила как ручеек, скованный льдом. Ни
свекрови, ни мужу Джамили Садыку в силу вековых традиций "большого и
малого дворов” и в голову не приходит, что в весеннюю пору солнце может
разбудить и этот невидимый взору ручеек. И он может заклокотать,
забурлить, закипеть и ринуться на поиски выхода и, не найдя его, не
остановится ни перед чем, устремится вперед к вольной жизни.
В повести "Джамиля” по-новому, тонко и с большим внутренним тактом Ч.
Айтматов решает проблему столкновения нового со старым, патриархального и
социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта сложная, и когда
ее старались решить прямолинейно, то герои получались схематичными,
отсутствовала психологическая убедительность. Ч. Айтматов счастливо
избежал этого недостатка. Сеит, от имени которого ведется повествование,
с почтением относится к своей матери — опоре семьи. Когда все мужчины
"большого и малого дворов” уходят на фронт, мать требует от оставшихся
"терпения вместе с народом”. Она в своем понимании вещей опирается на
большой жизненный опыт и эпические традиции. В ее адрес автор не бросает
ни единого упрека. А патриархальные устои, косность, обывательщина,
покрытая плесенью благополучия, подтекстно высвечиваются автором, и в
конечном счете читателю становится ясно, что все это давит на личность,
лишает ее красоты, свободы и силы. Любовь Данияра и Джамили не только
обнажила нравственные и социальные корни этой обывательщины, но и
показала пути победы над нею.
Любовь в повести выигрывает битву в борьбе с косностью. Как в этом
произведении, так и в последующих Айтматов утверждает свободу личности и
любви, потому что без них нет жизни.
Сила воздействия настоящего искусства на душу человека ярко раскрыта в
судьбе юного Сеита. Обыкновенный аильский подросток, отличающийся от
своих сверстников, может быть, чуть большей наблюдательностью и душевной
тонкостью, под влиянием песен Данияра вдруг начинает прозревать. Любовь
Данияра и Джамили окрыляет Сеита. После их ухода он все еще остается в
аиле Куркуреу, но это уже не прежний подросток. Джамиля и Данияр стали
для него нравственным воплощением поэзии и любви, свет их повел его в
дорогу, он решительно заявил матери: "Я поеду учиться... Скажи отцу. Я
хочу быть художником”. Такова преобразующая сила любви и искусства. Это
утверждает и отстаивает Ч. Айтматов в повести "Джамиля”.
В самом начале 60-х годов одна за другой появились несколько повестей
Айтматова, в том числе "Тополек в красной косынке”, "Верблюжий глаз”.
Если судить по художественному исполнению, они относятся ко времени
творческих поисков писателя. И в той и в другой повести есть
остроконфликтные ситуации как в сфере производства, так и в личной жизни
героев.
Герой повести "Тополек в красной косынке” Ильяс довольно поэтично
воспринимает окружающий мир. Но в начале повести, где эта поэтичность
выглядит естественным проявлением духовных возможностей человека,
окрыленного любовью, он кажется менее убедительным, чем потом, когда он
страдает, ищет свою потерянную любовь. И все же Ильяс — это резко
очерченный мужской характер среди окружающих его людей. Байтемир,
который сначала приютил Асель, а потом и женился на ней,— человек добрый
и отзывчивый, но в нем есть некий эгоизм. Может быть, это оттого, что
слишком долго он жил в одиночестве и теперь молча, но упорно держится за
счастье, которое так неожиданно, словно Божий дар, переступило порог
его холостяцкого жилья?
Критики упрекали автора "Тополька в красной косынке” в недостаточности
психологического обоснования поступков героев. Невысказанная словами
любовь двух молодых людей и их скоропалительная свадьба, казалось, брали
под сомнение. В этом есть, конечно, доля правды, но надо учесть и то,
что творческому принципу Ч. Айтматова, равно как и любовной традиции его
народа, всегда чужда многословность любящих друг друга людей. Как раз
через поступки, тонкие детали и показывает Айтматов единение любящих
сердец. Объяснение в любви — это еще не сама любовь. Ведь Данияр и
Джамиля тоже поняли, что любят друг друга, без многословных объяснений.
В "Топольке в красной косынке” Асель среди колес десятка других
автомашин узнает следы грузовика Ильяса. Здесь Айтматов фольклорную
деталь использовал очень к месту и по-творчески. В этом краю, где
происходит действие повести, девушке, тем более за два дня до свадьбы,
среди бела дня не вый- ти на дорогу, чтоб ждать нелюбимого человека.
Ильяса и Асель на дорогу привела любовь, и здесь слова излишни, так как
поступки их психологически оправданы. И все же в повести чувствуется
какая-то спешка автора, стремление поскорее соединить влюбленных, ему
скорее надо перейти на что-то более важное. И вот уже Ильяс говорит:
"Жили мы дружно, любили друг друга, а потом случилась у меня беда”. И
дальше — производственный конфликт и в конечном счете разрушение семьи.
Почему? Потому что Ильяс "не туда повернул коня жизни”. Да, Ильяс
человек горячий и противоречивый, но читатель верит в то, что он не
опустится, найдет в себе силы преодолеть смятение в душе и обретет
счастье. Для того чтобы убедиться в этом логичном превращении Ильяса,
читателям достаточно вспомнить внутренний монолог этого уже достаточно
побитого судьбою молодого человека, когда он во второй раз видит белых
лебедей над Иссык-Кулем: "Иссык-Куль, Иссык-Куль — песня моя недопетая!
...зачем я вспомнил тот день, когда на этом месте, над самой водой, мы
остановились вместе с Асель?”
Ч. Айтматов не изменяет своей манере: чтоб доказать глубину переживаний
Ильяса и широту его души, он снова оставляет его наедине с озером.
Этой повестью замечательный писатель доказал себе и другим, что для
любого сюжета, любой темы он находит самобытное айтматовское решение.
|
Категория: Айтматов Ч. | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 623 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|