Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: Человек и время в рассказах Л. Н. Андреева
Творчество Леонида Николаевича Андреева, так волновавшее современников,
служившее предметом полемики и породившее обширную критическую
литературу, несомненно, должно быть отнесено к числу наиболее сложных и
противоречивых явлений в истории русской культуры конца XIX — начала XX
века.
Писатель большого таланта, оригинальный художник со своим
романтико-трагическим видением мира, Леонид Андреев в яркой и
своеобразной форме запечатлел некоторые из существенных черт переломной
исторической эпохи глубокого кризиса капитализма и периода назревших
пролетарских революций, резко рвущих с предшествующими традициями и
насильственным путем преобразовывающих общество.
Леонид Андреев оставил богатое и разнообразное художественное
наследие. Талантливый фельетонист и автор тонких психологических новелл,
созданных преимущественно в ранний период творчества, он был также
одним из ведущих драматургов своего времени. Он создавал многоплановые
философские трагедии, писал бытовые пьесы и мелодрамы, сочинял озорные
сатирические миниатюры.
Наибольший интерес у читающей публики всегда вызывали его повести и рассказы.
Первые рассказы были написаны Андреевым в духе традиций критического
реализма: "Жили-были”, "Молчание”, "Кусака”, "Весной”. В основе сюжета
оказывалось какое-то небольшое событие, случай, нечто, что способствует
пониманию гуманного начала в одних и бесчеловечного в других. Но какой
бы ни была действительность, Андреев испытывал страстное стремление к
возвышенному и светлому, искал их и в жизни, и в человеческой душе.
В рассказах Андреева всегда добро одерживает моральную победу над
злом и несправедливостью. Носителями нравственного начала предстают
существа страдающие, бедные, но честные, праведные. Условием их
человечности является непричастность к социальному механизму ни в
качестве командующего, ни в качестве исполнителя. Социальное
неблагополучие жизни с особой силой представлено в рассказах о детях.
Андреев считает жестоким тот мир, где приходится существовать его
хрупким, с нежными сердцами героям рассказов: "Петька на даче”,
"Ангелочек”, "Гостинец”. По сути, эти дети лишены самого светло го —
детства. В других своих рассказах Андреев показывает, как жизнь
опустошает людей, превращая их в скучающих рабов обыденности. Это чаще
всего бедный люд и те, кого принято считать "отбросами общества”.
Пронзительной жалостью наполнена последняя сцена рассказа "Баргамот и
Гараська”: рыдающий взахлеб Гараська, к которому впервые в жизни
обратились по отчеству, с уважением...
В реалистических рассказах Андреева уже появляются два мира — мир
действительности и мир добра и света, куда стремятся попасть герои.
Обыкновенный человек, оказавшийся в орбите "мирового зла”, подчиняется
антигуманным законам общества, сливается с враждебным для него миром,
теряет "естественность”, обретает качества, делающие его частицей
"мирового зла”. В рассказах "У окна” и "Большой шлем” воссоздан
приблизительно один и тот же тип отношений героя со средой, с миром
действительности, когда герой отрекается от самого себя, осознавая, что
жизнь для него — страх и ужас. Подчиняясь тому высокому чувству, которое
недоступно для созерцания и понимания, осознавая тщетность
противостояния этой высшей силе, главный герой уходит в мир иллюзий с
надеждой там найти спасение.
В рассказе "Большой шлем” закон, норма, рок обретают
символико-фантасмагорические черты. Будни настолько обесценивают
духовное содержание человеческой жизни, что она становится похожа на
игру, в которой заключен смысл жизни персонажей. В дальнейшем творчестве
Андреев будет широко пользоваться образом маскарада, где человек —
всего лишь маска или марионетка. Из этой страшной игры нет выхода.
Разговоры партнеров игры в винт, даже смерть одного из них — ничто не
может остановить действие бессмысленного закона. В конце рассказа
"Большой шлем” сливаются воедино сарказм и крик боли, ирония и вопль
отчаяния.
В одном из лучших рассказов Л. Андреева — "Жили-были” (1901) —
одинаково страдают от неустройства жизни умирающий купец Кошеверов и
молодой студент. Вновь затронутая писателем проблема жизни и смерти
находит в целом оптимистическое разрешение. Смерть купца Кошеверова —
это только эпизод в потоке вечно обновляющейся жизни.
Проблемы добра и зла, судьбы и счастья, жизни и смерти — все это
иногда решается в двух пластах: реальное тесно переплетается с
фантастическим, мистическим, а некоторые произведения представляют собой
аллегорические и символические картины с отвлеченным обобщением.
Своеобразное преломление нашла эта тема в повести "Жизнь Василия
Фивейского”. Герой рассказа — сельский священник, от природы одаренный
спо собностью сострадать людям. Во время исповедей он услышал столько
неподдельного горя и крайнего отчаяния в словах горожан, приходивших к
нему, что усомнился в разумности мироустройства и божественном
милосердии. Странным и зловещим кажется реальный мир, где возможна
трагедия крушения веры. Повесть завершается катастрофой — разочарованный
в жизни ее герой, отец Василий Фивейский, погибает.
Второе издание рассказов, дополненное произведениями "Стена”,
"Набат”, "Бездна” и "Красный смех”, подтвердило, что как настоящий
писатель Андреев уже сформировался. Он не был ни декадентом, ни
символистом. У него свой неординарный метод. Его умонастроения — это
трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога, величайшая
утрата всей эпохи, поставила перед лицом абсурда. Андреев ищет разгадку
бытия в самой жизни, сталкивающей мировую волю с человеческим разумом.
Беспокойная душа писателя метким словом откликалась на все события,
потрясавшие общество. В "Рассказе о семи повешенных” Андреев напоминает о
неизбежности возмездия, палачам. Эта тема была вызвана разгулом
черносотенного контрреволюционного террора. "Хочется крикнуть: „Не
вешай, сволочь!" — так писатель определил гражданское предназначение
своего произведения.
Андреев, чутко улавливавший знаки общественного подъема и
предчувствовавший скорые перемены, писал накануне революции: "Вид России
печален, дела ее ничтожны, а где-то уже родился веселый зов к новой,
тяжелой революционной работе...” Но сам смысл октябрьских событий не был
понят писателем. Осталась вера в то, что русский народ "сумеет свое
стремление к свободе заключить в более разумные формы и принести
истинную свободу не только себе, но и всему миру”.
Принадлежа всем складом своего мышления к той части русской
интеллигенции, которая в кризисную эпоху напряженно искала выхода из
социальных конфликтов действительности, но так и не смогла связать своих
вольнолюбивых, демократических устремлений с пролетариатом и его
идеологией, Леонид Андреев был обречен на постоянные колебания между
"осанной” и "анафемой” жизни, находившимися в прямой зависимости от
подъемов и спадов волн русского освободительного движения. Выделявшийся
среди писателей-современников особой остротой образно-эмоционального
восприятия действительности, он подверг страстной критике буржуазный
строй, его мораль и "цивилизацию”. Вместе с тем Леониду Андрееву по
существу всегда оставались чужды идеалы идущего на смену капиталу
социалистического общества. И это оборачивалось подлинной трагедией для
писателя, мыслителя и художника, ибо обличение им язв и пороков
современного ему буржуазного мира лишалось исторической перспективы.
Более того, все темное, злое, отталкивающее, что видел вокруг себя Л.
Андреев, приобретало в его восприятии грандиозные, "космические”
масштабы.
|
Категория: Анреев Л. | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 655 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|