Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: Рецензия на рассказ В. П. Астафьева "Жизнь прожить"
Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Виктора
Павловича Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную
романтику, единство людей с природой, изображает характеры,
завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью.
Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева "Жизнь
прожить", написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем
автор поднимает жизненно важные проблемы. Он размышляет о милосердии,
взаимоотношении человека и природы, войне как величайшем зле для земли и
человека.
Само название произведения призывает читателя подумать о своей душе, о
жизни, о том, что он оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку
повторяется в тексте дважды. В начале произведения он звучит от лица
природы. "Люди! Люди! - напоминает вроде бы желтым просверком береза. -
Осень скоро... Пора бы и оглянуться, задуматься... "
Затем автор, размышляя, предостерегает от черствости, ожесточения души:
"Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую
радость, чужое горе, боль... И не утратим ли мы насовсем то, что
зовется древним добрым словом - сострадание?"
Композиционно повествование представляет собой "рассказ в рассказе". В
основе сюжета - история жизни Ивана Тихоновича Заплатина. В экспозиции
рассказа автор знакомит нас с героем, с которым его многое сближает:
место рождения, возраст, события военных лет. Через портрет Ивана
Астафьев передает его глубокую связь с землей: кудри просвечены
"ниточками седины, той августовской сквози, что на исходе месяца желто
выдохнется из глубин леса". В портрете жены героя Татьяны тоже
чувствуется единение с природой: "зрачки... как солнышко в дождь,
дробятся в текучем, переменчивом свету".
Речь героев, полная пословиц, поговорок ("Одна кудря стоит рубля, а
друга - тысячу", "В тесноте, да не в обиде"), диалектных слов ("руки
отерпли", "не базлай"), просторечий ("дуреет", "брехня", "потрафлять"),
погружает нас в мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения:
"жить-поживать", "легко ли сказка сказывается", "из-за моря-окияна" -
делают его исповедь народной и мелодичной.
Из повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба
его самого и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная
смерть близких людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но
его сердце не стало безразличным к чужому горю: "вот уж подноет ретивое,
затрясет его что осенний выветренный лист...". Любить и жалеть людей
научила Ивана Лелька, взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную
семью. Она всю себя отдавала другим людям: ухаживала за родителями
мужа-пьяницы, поддерживала больную сестру, не говоря уже о пятерых детях
и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано ушла из жизни, но дети переняли ее
доброту и, способность жертвовать собой.
Иван, вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца,
Борьку и тяжело раненного брата. Как труженицу Лельку "до се помнят"
односельчане за ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся
люди: "Все к ним кто-нибудь да лепился, грелся возле них". Они умеют
понимать, сострадать другим,
Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор использует
прием антитезы. Лелька "проявила патриотизм", не отдав Ивана в детский
дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто
стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана,
грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет
именем. В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к
бальным танцам, ей нужна для престижа: ноги Клавочкины "дороже и нужней,
чем сама дочь".
Соединением просторечий и высокой лексики достигается яркая
характеристика персонажей. В описании городской семьи чувствуется
авторская насмешка: "современно однодетная" семья; "устряпанная работой,
надсаженная властью, земными благами и наслаждениями" мамуля;
"вкушающая только сахар" собачка "с блатной мордой".
Народный взгляд на войну выражен через воспоминания Ивана Тихоновича.
Сама природа как бы стремится заставить человека одуматься и не
совершать кровопролитий: солнцепек сменился метелью, "солнце как
очумелое", белый снег обезображен человеческими трупами. И невольно
рассказчик восклицает: "Светопреставленье! Видно, и впрямь люди бога
прогневали". Одно только словосочетание "людской сор" приводит читателя в
ужас. Страшна картина поля боя на следующий день: "Как дрова, лежат
люди, только в поленницы не сложенные, друг на дружке". От этого вида
Иван Тихонович "чуть умом не сдвинулся". И до сих пор события стоят у
него перед глазами. Именно поэтому он особенно остро переживает за
судьбу внучки: "Неужто опять? Неужто детей побьют и обездолят, и мою
Клавочку тоже?.."
Герой никогда не смирится с войной. Все в нем, "что вложено в душу...
восстает, протестует и не устанет уж протестовать до конца дней против
неестественной, против преждевременной смерти". Над вопросом жизни и
смерти его также заставляют задуматься гибель Лельки и поведение
дезертира-приспособленца, дожившего до амнистии. Иван все пытался
понять, почему смерть "непременно выбирает тех" кто посветлее,
посовестливее".
В рассказе автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не
только война, но и мирная деятельность человека губит, уродует природу.
Сооружение Красноярской гидроэлектростанции привело к затоплению около
шестисот километров земель по Енисею, в том числе и Изагаша. Люди
уезжали, навеки оставляя любимую природу, могилы родных, свою родину.
Насколько плодородны были места по Енисею, а теперь "в ранах вся тайга и
земля"! И сам Енисей "утопили, широкой лужей сделали, хламьем, как
дохлую падаль, забросали". Земля дана человеку не для того, чтобы он
уничтожал все живое. Астафьев подчеркивает, что природа и человек -
единое целое, нарушение этого единства непременно скажется. Даже
Петруша, человек добрый, честный, теряет чувство собственного
достоинства, становится "размазней" в городе.
Ивану, выросшему среди лесов, полей и гор, на берегу величественной
реки, непонятно, как можно жить в серых, задымленных городах: "Да и
боязно делается, как подумаешь, что за люди без земли... на сером бетоне
вырастут. Что у них в душе поселится?.. Какое дело они справлять
станут? Кого любить? Кого жалеть? Чего помнить?"
В своем произведении "Жизнь прожить" Виктор Петрович Астафьев призывает
читателей к ответственности за все, что происходит на земле, к борьбе с
бездуховностью за утверждение нравственных начал: "Землю можно
разрушить, цивилизацию и жизнь истребить, сотворив самое грандиозное
самоубийство в мироздании, но останется дух наш, который будет витать в
безмерности времён, пространств, искать приюта на какой-нибудь живой
планете, чей-то живой душе".
|
Категория: Астафьев В.П. | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 549
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|