Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: Рецензия на повесть В. П. Астафьева "Пастух и пастушка"
Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не
ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время
демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы
нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые
вопросы. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю.
Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в нашу жизнь входят "не терпящие
полуправды" романы В. Астафьева "Пастух и пастушка", В. Гроссмана "Жизнь
и судьба", повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В.
Кондратьева."Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и
остается война - самое безнравственное деяние из всех, какие породил
человек". И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О
тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не
довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших, по-моему, одну
из самых "трудных и больнее доставшихся ему вещей" - повесть "Пастух и
пастушка". В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь
человеческих душ, войной не смятых, не подавленных."Современная
пастораль" - такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в
идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой
есть любовь, есть счастье - эти главные приметы традиционной пасторали.
Но недаром писатель рядом со словом "пастораль" поставил слово
"современная", как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность
времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и
трепетным порывам души.Есть в повести очень важное противопоставление -
детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о
театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых
овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и "не
стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее, резко, кричаще
контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и
эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной
сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, "обнявшихся
преданно в смертный час"."Залп артподготовки прижал стариков за баней -
чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала
лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло
одежонку..." Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидна в
контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в произведении. В
ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И мы
теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование, следить за
короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами
других персонажей иначе как через призму этой сцены. Показать
антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою
жизнь, - главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в
повести. Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную
болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. Вот картина
ночного боя: "Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные
окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро
прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все
переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били
теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать
уже ничего было нельзя". Эта сцена призвана подвести читателя к основной
мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей убивать друг
друга. Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта
Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице, которому война
подарила любовь и тут же отняла ее. "Ничего невозможно было поправить и
вернуть. Все было и все минуло".В повести "Пастух и пастушка",
произведении большого философского смысла, наряду с людьми высокого духа
и сильных чувств, писатель создает образ старшины Мохнакова, способного
к насилию, готового переступить черту человечности, пренебречь чужой
болью. Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее, если пристальнее
вглядеться в один из центральных образов - старшину Мохнакова, не
случайно проходящего рядом с главным героем. Однажды в разговоре с Люсей
Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к
смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на
передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается
то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти. Повесть В. Астафьева
предостерегает: "Люди! Это не должно повториться!"
|
Категория: Астафьев В.П. | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 619
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|