Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: Рецензия на произведение В. П. Астафьева "Царь-рыба" (3 вариант)"
Человек и природа в произведениях русской литературы XX века (на
примере одного произведения)[ Человек и природа – это, пожалуй, самая
актуальная тема нашей
современной литературы. Эта проблема стоит перед человечеством уже много
лет. Каждый год фабрики и заводы выбрасывают огромное количество
отходов, загрязняя воздух, реки, нанося вред окружающей среде. Гибель
Аральского моря, реальная угроза Байкалу, образование рукотворных
пустынь, вымирание многих видов животных и
полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие
безумного, а порой и преступного отношения к природе. ] – для темы
человек и природа. Каждый писатель в любом своем произведении
затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места
разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств
героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к
природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что
человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле;
другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек
обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и
зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей.
Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой
проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа:
храм или раба человека? Главный герой данного повествования в рассказах
Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как
нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом
удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку.
Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все
свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством,
вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших
количествах?
Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой
«наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему
приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается
браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с
другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в
поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное
соревнование.
Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого
эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят
природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем
природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет?
Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба,
царица рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает
поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: если
поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней.
Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его
превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с
этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной
стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о
его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить
рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же
первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич
принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть
лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не
справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы
позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и
славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с
«рыбиной» Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном
бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа
покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг
к другу и успокаиваясь от
этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи,
отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы
теперь в руках у природы. Так, значит, не человек сотворят природу, а
природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает
шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек,
он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в
этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую
жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и
проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет
здесь. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще
больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает
ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может
хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму
обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот
единственный дом для всего живого.[Астафьев поднимает и другую, не менее
важную, проблему:
проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же
место занимает женщина? Семья — это единое целое. Если муж — голова
семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем.
Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и
понимания, лишь с угрозой. Женщины в семьях живут в постоянном страхе.
Они стараются во всем угодить своим мужьям и боятся, что могли что-то
сделать не так.
Приветствуется только покорность жены, слепое поклонение и подчинение
мужу. Страх внушается женщинам с детства, поэтому побороть его нелегко,
только какое-либо чрезвычайное происшествие может помочь им в этом. Так,
только смерть дочери заставила жену Командора преодолеть чувство страха
перед мужем и открыто выступить
против него. А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует
жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич —
лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что
Командор не такой, как он. Значит, главное чувство, которое преобладает
во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность. Произведение
«Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из
множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в
художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие
позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события,
посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их
решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем.
Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более
реалистичными. ] – для рецензии Эта книга дала мне много хороших уроков и
советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не
навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начал
анализировать свои поступки. И если я нахожу, что совершил когда-нибудь
ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить. В этом
произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты
используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам
богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли
и заставляет посмотреть на мир другими глазами.[ Рассказ В.П. Астафьева
как крик, как отчаянный призыв, обращенный к каждому, — одуматься,
осознать свою ответственность за все, что так предельно обострилось и
сгустилось в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной или экологической
катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой
нет бытия.
«Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?» — вот вопросы,
звучащие в произведениях современных писателей. И набатным колоколом
наша литература взывает к людям, к каждому: спасение мира и человеческих
ценностей — через совесть, раскаяние, жертву, смелость каждого быть в
поле воином.] – для темы человек и
природа.
|
Категория: Астафьев В.П. | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 665 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|