Форма входа |
|
Меню сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Сочинение по произведению на тему: Рецензия на трилогию о русских женщинах Ф. А. Абрамова
Есть женщины в русских селеньях...
Н. А. Некрасов
Повести Федора Абрамова — "Деревянные кони”, "Пелагея” и "Алька” —
были завершены почти одновременно — в 1969 и 1971 годах. Писатель придал
им особое значение.
В этих повестях воплощена история русской деревни, многострадальной жизни крестьян и прежде всего русской женщины.
Трилогия начинается повестью "Деревянные кони”. В ней рассказывается
о жизни Милентьевны, русской крестьянки. Про жизнь ее мы узнаем из
рассказов Евгении — невестки Милентьевны. И жизнь эта была далеко не
легкой. Шестнадцати лет Милентьевну замуж выпихнули. От рассвета до
заката — непосильная работа, заботы по дому. Двух сыновей на войне
убили. Но выстояла Милентьевна, выдержала все невзгоды. И даже теперь,
несмотря на свою старость, не могла сидеть без работы. Каждое утро
уходила в лес за грибами. Возвращалась еле живая, но не хотела
покоряться усталости, немощи и возрасту. (А шел Милентьевне уже седьмой
десяток.) Однажды пришла она совсем больная и слегла. Но через два дня
нужно было ехать ей домой (она гостила у одного из своих сыновей), так
как внучке обещала приехать к "школьному дню”. И вот, несмотря на свою
болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на то, что сын не приехал за
ней, пошла пешком, увязая в грязи, покачиваясь от порывов ветра и
слабости. Ничто не могло помешать ей сдержать свое обещание, данное
внучке.
Повесть "Пелагея” рассказывает нам о другой женской судьбе. Другой,
но не менее тяжелой. Пелагея Амосова — пе-карша, с зари до зари
работающая в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забота: еще надо и
по дому справиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем,
больным успеть ухаживать. У нее постоянно душа болит за дочь свою —
Альку. Эта непоседа и егоза, которая не может усидеть на месте, целыми
днями и ночами пропадает на гулянках. А между тем сама еще школу не
закончила...
Вся жизнь Пелагеи — это сплошная вереница одинаковых дней,
проходящих в непосильном труде. Пелагея не может позволить себе хоть
день отдыха: вся работа держится на ней. Да и не могла она жить без
своей пекарни. "Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее — вот
что эта пекарня. А оказывается, без этой каторги да без этого жернова ей
и дышать нечем”.
Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и другие невзгоды:
тяжелая болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город вместе с
офицером. Силы постепенно оставляли ее. Нестерпимее всего была
невозможность работать. "Не умела болеть Пелагея”. Не могла она
примириться с тем, что не та уже стала, как раньше.
А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщине: от
дочери никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запущена, в магазине
ее обманули, подсунули давно вышедшие из моды плюшевики. С каждым новым
ударом Пелагея понимает, что отстает она от жизни. "Да как тут жить
дальше?” — ищет она ответа и не находит его.
Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не поняв,
как же можно жить, когда работать уже не можешь и силы оставляют тебя.
Заключительная повесть трилогии — "Алька”. Героиня ее — Алька — дочь
Пелагеи, но жизнь у нее совершенно другая, вольная, не закованная в
железный обруч непосильной работы. Алька живет в городе и работает
официанткой. Жизнь в деревне не для нее, она не хочет жить, как мать,
добиваясь всего тяжелым трудом. Алька считает свою работу не хуже других
и гордится тем, что работает в городе, в ресторане, зарабатывает
большие деньги. В будущем она хочет стать стюардессой (и становится ею).
Алька — это тип совершенно другого человека, нежели ее мать. Она не
приучена с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся деревенская
жизнь. Был момент, когда Алька была готова остаться в деревне. Она
вспоминает об умершей матери, о том, как неустанно работала та всю жизнь
ради нее, Альки, о том, что не приехала проводить свою мать в последний
путь. И так горько становится на душе у Альки. В этот момент она решает
остаться в деревне, даже бежит и сообщает об этом тетке Анисье. Надо
только съездить в город, забрать пятьсот рублей, "остатки от
распроданного родительского добра”. Но именно эта поездка все изменяет.
Снова окунувшись в городскую жизнь, она уже не тянется в деревню. Что
деревенская жизнь по сравнению с городской! Да и не такой человек Алька,
чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне. "Жалковато стало всего
этого великолепия, с которым не сегодня-завтра надо расстаться”.
В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской женщины
тридцатых—семидесятых годов. Мы можем увидеть, как постепенно изменялся
этот тип из поколения в поколение. Изначально женщина была "привязана”
только к дому да работе на земле, но постепенно у нее появляются другие
возможности.
Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна, но она еще не
могла оторваться от нее, да ей это было и не нужно. Алька же сызмала не
тяготела к деревенской работе и потому спокойно покидает деревню.
Трилогия интересна для читателя не только главными героинями, но и
второстепенными, но не менее яркими. С какой живостью, например,
выписаны образы Мани-болыпой и Мани-маленькой — двух
подружек-пенсионерок — или тетки Анисьи.
Читая повести Федора Абрамова, живо представляешь картины деревенской жизни, взаимоотношения между людьми.
Трилогия Федора Абрамова мне очень понравилась. Написана она ярким,
живым и в то же время простым языком. Несмотря на внешнюю простоту
повестей, в них очень глубоко показана многострадальная судьба русской
женщины.
Повести эти не только о деревне. Они о человеке, который в любых обстоятельствах должен оставаться человеком.
|
Категория: Абрамов Ф.Б | Добавил: Alex (21.07.2011)
|
Просмотров: 426 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|